BEST FAMILY - лучший семейный портал
Главная страница Новости Статьи Доски объявлений Фотоальбомы Карта сайта
Высшее образование

Образование всегда являлось важнейшей ступенью в жизни людей и государства. Именно образование определяет положение Государства в современном мире, и человека, в обществе. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, Государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных Государством образовательных уровней.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом обществе, как Великой Державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Образование напрямую влияет на экономическое положение страны, т.к. это сфера трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций, и наиболее эффективного вложения капитала. Система высшего образования, сложившаяся в России благодаря упорному самоотверженному труду многих поколений педагогов, преподавателей, ученых, талантливых администраторов, является ее национальным достоянием. Эта система полностью соответствует менталитету учащихся и их родителей. Она построена в соответствии с лучшими традициями гуманизма, просвещения, бережного обращения с всемирным культурным наследием. Она отвечает высшим мировым критериям. Традиционно, на протяжении многих лет, российское образование не без оснований гордилось такими качествами, как фундаментальность, универсальность, бесплатность и доступность.

И сейчас нужно выходить на новый уровень российского образования, создавать новую систему, дающую право признания российских дипломов и научных степеней в развитых странах, а также необходимо повышать уровень международной конкурентоспособности российской системы высшего образования. Российская Федерация уже в течение нескольких лет проводит реформы в системе образования, а также постепенно входит в единое европейское образовательное пространство, начало которого было положено в 2003 году, когда Россия подписала Болонское соглашение. И поэтому, актуальным является процесс изменения системы образования под европейские стандарты, но, в то же время, важно сохранение исторических традиций российского преподавания, в связи с этим, особо важен вопрос финансирования процесса реформирования и дальнейшего существования системы образования. Для российской стороны важно создание собственно общего образовательного пространства между Россией и Европейским Союзом, утверждение его видения как двустороннего процесса, не сводящегося к Болонскому.

Участие России в Болонском процессе воспринимается в большей степени как внутреннее дело Российской Федерации.

Это методологическое различие в подходах будет преодолеваться по мере активизации контактов между представителями России и Европейского Союза всех уровней. Выход на единое понимание стоящей задачи позволит быстрее переходить к предметному анализу возможного инструментария содействия построению общего образовательного пространства между Россией и ЕС.

Поэтому, чрезвычайно важно добиваться максимальной отдачи от специальной программы содействия России со стороны Европейского Союза в области образования – программы ТЕМПУС, а также продумать возможность создания крупных фондов поощрения многостороннего сотрудничества в области образования.

Переход на стандарты Болонского процесса сопряжен для России с рядом издержек. За долгие годы в России сложились свои традиции в области высшего образования. В них много позитивного. Их важно не растерять.

Но одновременно, российская система высшего образования консервативна, инерционна, замкнута. Она будет сопротивляться изменениям. В последние годы на высшую школу в России тратилось слишком мало бюджетных средств. Университеты недофинансируются. Преподавательский состав получает очень маленькую зарплату, от этого многие перспективные кадры уходят на другие работы. Студенческие кампусы плохо оборудованы. Университетская наука оторвана от практики, случается, что сами преподаватели обладают лишь теоретической базой. Молодым специалистам сложно найти работу, т.к. организации предпочитают опытных работников.

При проведении модернизации высшей школы важно было бы не упустить возможности разнообразить и осовременить методики обучения, придать образовательному стандарту большую гибкость, сориентировать университеты на большую мобильность, сотрудничество, открытость к внутрироссийским и международным обменам. Естественно, без достаточного финансирования реформу высшей школы не осуществить. Придать ей конкурентоспособность на глобальном рынке образовательных услуг не удастся. Европейский Союз решает эту проблему в рамках Лиссабонской повестки. России надо находить собственные подходы к ее решению. Главной проблемой российского образования является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу.

Ключевыми моментами, для приведения высшей школы в России в соответствии с европейскими стандартами, является повышение оплаты труда профессорско-преподавательских кадров. Без этого с коррупцией не справиться. А без преодоления коррупции вряд ли удастся получить международное призвание стандартов качества обучения. Повышение оплаты труда позволит также сохранить для работы на университетских кафедрах талантливую молодежь и вернуть ее в вузы.

Не менее значимый вопрос – ответственность органов управления университетами за их развитие, подготовку и переподготовку профессорско-преподавательских кадров.

Весьма перспективны программы поддержки студенчества, реализуемые отдельными промышленно-финансовыми группами. Они выдают кредит на образование под льготный процент по соглашению с конкретными вузами, который погашается в первые годы после их окончания. Причем фирмы, принимающие на работу молодежь по такой схеме, охотно сами погашают ранее выданный кредит. Нужно также не забывать, чтобы высшее образование было доступно всем категориям населения, на основе конкурсного отбора. Также в условиях ограниченного бюджетного финансирования образования и недостаточно развитого института отечественного спонсорства в этой области особое значение приобретает помощь международных негосударственных организаций и фондов. Западные фонды оказывают значительную финансовую помощь в реформировании российского образования. Благодаря их финансовой поддержке реализуются программы по обмену студентами, стажировке преподавателей, установлению партнерских отношений между российскими вузами и их зарубежными коллегами, а также развитию сети Интернет и целый ряд других мероприятий.

Кроме того, стратегия иностранных фондов и благотворительных организаций, оказывающих поддержку российскому образованию, в настоящее время требует координированных изменений. Во-первых, значительная часть выделяемых этими организациями финансовых средств расходовалась на программы обмена. Во-вторых, до сих пор очевидным преимуществом у иностранных спонсоров пользовались инициативы в области социально-экономических наук, в наибольшей степени пострадавшие в советское время. И хотя все это было вполне логичным и обоснованным, сегодня, чтобы оказать российскому образованию действенную помощь по выводу его из предкризисного состояния, очевидно, требуется выработка новых подходов и стратегий. При этом нужно не отказываться от прежних достижений в области науки и образования в период СССР, синтезировать старую систему с новыми международными стандартами образования. Высшим органам власти следует придать системе образования производственный статус. Тогда Россия сможет выйти на международный уровень.

Просмотров: 1642 | Оценка: 5.0
Чтобы проголосовать за статью или оставить коментарий, пожалуйста, авторизуйтесь.
Наши опросы
Какие подгузники Вы предпочитаете использовать для своего ребенка?
Наши фото
Тюльпаны

Тюльпаны (Цветы, Morskaya)

Тюльпаны

Тюльпаны (Цветы, Morskaya)

Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без
письменного согласия авторов. Права авторов защищены.